В марте прошлого года попался в Избранном любопытный пост, тема которого зацепила и повлекла весьма бурную дискуссию, несмотря на то, что участников было немного. Тема неоднозначная и для обсуждения не очень удобная. Впрочем, все свелось к пониманию воинского долга в японской культуре, и так далее и тому подобное. Как-то более-менее выяснив некоторые моменты, участники дискуссии ее закрыли.
А вот не далее как вчера мне попалась любопытная статья в газете. Я, заинтересованная, полезла в сеть поискать более развернутый материал, и вот что нашла.

Перепост статьи о Хосоно Масафуми, единственном японце, выжившем при крушении "Титаника"

Вот история этого несчастного японца только укрепила меня в мысли, что все эти кодексы - еще один мощный манипулятивный инструмент, который может быть направлен в сторону любого человека, даже такого, который не совершил ничего постыдного. И кроме пафоса и удобной позиции для сильнейшего в этом кодексе очень немного достойного подражания. Я не говорю, что все туфта, но уж больно избирателен этот кодекс, йолы... У нас говорят "Закон - як дишло, куди повернув - туди й вийшло", и все эти "кодексы бусидо" недалеко от этого ушли.
Нет ничего нового в подлунном мире - в Японии, видимо, в тот момент потребовалось отвлечь внимание общественности от какого-то важного законопроекта, а тут подвернулся спасшийся японец, и кто-то счел его удобной мишенью, чтобы сбросить напряжение масс. И понеслось. Сейчас изгоями делают гомосексуалистов, а тогда - и спасшийся с "Титаника" прокатил.
Японца искренне жаль.
Это действительно мерзко - обвинять человека в том, что он спасся. "Как вернувшегося из боя солдата обвинять в том, что он выжил, а товарищи нет... " (с)
И хочется заметить, что он не воин, не защищал Родину, и никакого касательства к кодексу воина не имел - был гражданским лицом, всю жизнь служил своей стране на выбранной им ниве - в министерстве транспорта. Но попал под раздачу - вот просто так.

Какой какой кодекс? Самурая?
Не, не слышала.