В марте прошлого года попался в Избранном любопытный
пост, тема которого зацепила и повлекла весьма бурную дискуссию, несмотря на то, что участников было немного. Тема неоднозначная и для обсуждения не очень удобная. Впрочем, все свелось к пониманию воинского долга в японской культуре, и так далее и тому подобное. Как-то более-менее выяснив некоторые моменты, участники дискуссии ее закрыли.
А вот не далее как вчера мне попалась любопытная статья в газете. Я, заинтересованная, полезла в сеть поискать более развернутый материал, и вот что нашла.
Перепост статьи о Хосоно Масафуми, единственном японце, выжившем при крушении "Титаника"
11.06.2012 в 22:23
Пишет Umematsu:
Хосоно Масафуми, японский пассажир "Титаника".Кого там, только не было! После того, как я узнала о горячем парне с Кавказа, который ехал в Америку, чтобы заработать на женитьбу, крестьянах из российской глубинки, которые ехали пахать и сеять аж в Уругвай и обнищавшем русском дворянине, работавшем кассиром в казино "Титаника", я почти не удивилась, когда узнала, что на "Титанике" ехал ещё и японец.
Его звали Хосоно Масафуми (细 野 正文 ; 1870 - 1939) Он был служащим министерства транспорта и изучал в России железнодорожную технику. Переводчик с китайского утверждает, что он занимал пост министра и после России изучал паровозы ещё и в Великобритании. Но вот домой он решил вернуться не на паровозе, а на корабле. Через Нью-Йорк. Для этого и купил билет второго класса на "Титаник".
Мне встретилось несколько версий его спасения.
читать дальше1) Иван Кудишин "Титаник": трагедия, восхитившая мир, Москва, "Эксмо", 2012, стр 67 и 70.
После того, как корабль затонул, шлюпка № 14 под командованием пятого помощника капитана Гарольда Лоу вернулась на место трагедии, чтобы искать выживших. Одним из поднятых ею был привязавшийся к сорванной с петель двери японец, которого вначале приняли за мертвеца и проплыли мимо, но потом почему-то вернулись. Его подняли на борт, растёрли и укутали. Он открыл глаза, заговорил, а через несколько минут уже держал в руках весло и грёб что есть сил. Автор называет его Масафуми Хосоно. Впрочем, Уолтер Лорд в "Последней ночи "Титаника"( Ленинград, "Час пик", 1991, стр 155) хоть и говорит, что это был японец, но утверждает, что ехал он третьим классом и никак его не называет.
2) Р. Дэвенпорт-Хайнс. "Ледяной призрак: истории с "Титаника"", Москва, "ОЛМА Медиа-групп", 2012, стр 382.
Цитирую: "Масабуми Хосоно, единственный японец на "Титанике", написал в своих воспоминаниях, что когда он добрался до шлюпочной палубы из своей каюты второго класса, ему приказали отойти от шлюпок, потому что члены экипажа приняли его за китайца, путешествующего третьим классом. Сигнальные ракеты напугали его. Он попытался подготовить себя к смерти, но ему очень хотелось вновь увидеть жену и детей, и он забрался - не встречая никакого сопротивления - в шлюпку №13."
Шлюпку №13 спустили с правого борта в 01.30. В отличие от левого борта, где в шлюпки сажали только женщин и детей и спускали на воду неполными, на правом борту, если женщин больше рядом не было, сажали и мужчин. На корабле к этому времени осталось ещё 9 шлюпок. До полного погружения "Титаника" под воду оставался ещё час.
3) Версия с сайта mredtaser.blogspot.com/
Здесь и на некоторых других сайтах утверждается, что Масафуми Хосоно спасся на шлюпке №10. Шлюпку №10 спустили в 01.25 с левого борта. Второй помощник капитана Чарльз Лайтоллер заполнял эту шлюпку только женщинами и детьми. Из мужчин были только члены экипажа, которые должны были ею управлять. Один из них, пекарь Чарльз Джогин (вар. Джуфин) отказался в неё сесть, поскольку ещё не все женщины спаслись. (Позже он спасся, полтора часа (!) проплавав в воде, температура которой было -1*С.)
Предполагается, что Хосоно спрыгнул в шлюпку с палубы А во время спуска.
4) baike.baidu.com/view/669146.htm
Китайский сайт рассказывает, что в газетах были версии о том, что он забрался в шлюпку под видом женщины, но после они не подтвердились. Хосоно попал в шлюпку №10, когда там осталось два свободных места. Поскольку вокруг были мужчины из третьего класса у Хосоно было преимущество, поэтому он и сел.
Дальнейшая судьба.
читать дальшеМасафуми Хосоно одним из первых написал отчёт о гибели "Титаника". Дневник был написан на борту корабля "Карпатия", спасшего пассажиров "Титаника" по пути в Нью Йорк на бланках компаниии "Уайт Стар лайн" и теперь хранится в Саунтгемптоне (Великобритания), на родине "Титаника".
Когда он вернулся в Японию, он был подвергнут нещадной критике, несмотря на то, что спасся чисто случайно. Жизнь его была сломана. "Газеты смаковали факт его трусости, общения с ним избегали". Его имя вошло в учебники истории примером, как не должен поступать японский мужчина. "Почему ты избежал смерти? Ты должен был умереть, как английский джентльмен! Ты нарушил кодекс бусидо!" С поста министра Хосоно уволили в 1914 году, но работал в министерстве он до 1923 года. Пишут, что общественное порицание стало одной из причин его смерти.
Уже после его смерти, в 1941 году, на основании воспоминаний самого Хосоно и других пассажиров его сыновья предпринимали попытки его реабилитации, ведь он не сделал ничего постыдного и позорящего японскую нацию, но сделать это было очень трудно. URL записиВот история этого несчастного японца только укрепила меня в мысли, что все эти кодексы - еще один мощный манипулятивный инструмент, который может быть направлен в сторону любого человека, даже такого, который не совершил ничего постыдного. И кроме пафоса и удобной позиции для сильнейшего в этом кодексе очень немного достойного подражания. Я не говорю, что все туфта, но уж больно избирателен этот кодекс, йолы... У нас говорят "Закон - як дишло, куди повернув - туди й вийшло", и все эти "кодексы бусидо" недалеко от этого ушли.
Нет ничего нового в подлунном мире - в Японии, видимо, в тот момент потребовалось отвлечь внимание общественности от какого-то важного законопроекта, а тут подвернулся спасшийся японец, и кто-то счел его удобной мишенью, чтобы сбросить напряжение масс. И понеслось. Сейчас изгоями делают гомосексуалистов, а тогда - и спасшийся с "Титаника" прокатил.
Японца искренне жаль.
Это действительно мерзко - обвинять человека в том, что он спасся. "Как вернувшегося из боя солдата обвинять в том, что он выжил, а товарищи нет... " (с)
И хочется заметить, что он не воин, не защищал Родину, и никакого касательства к кодексу воина не имел - был гражданским лицом, всю жизнь служил своей стране на выбранной им ниве - в министерстве транспорта. Но попал под раздачу - вот просто так.
Какой какой кодекс? Самурая?
Не, не слышала.