По зову памяти былой О днях до Солнца и Луны Я поднимаю голос мой чтоб силы сделались равны! (с)
Вот поговорку "растекаться мысию (мысью) по древу" вроде как уже знаем. И слово "мыслию" (мыслью) в этом идиоматическом обороте не говорим.
А у меня созрел вопрос про другую поговорку.
Как правильно: "попал, как кур во щи" или "попал, как кур в ощип"?
Смысл примерно одинаков в обоих случаях. Но куда попал несчастный петух - в кастрюлю со щами или просто был ощипан? ))))
А у меня созрел вопрос про другую поговорку.
Как правильно: "попал, как кур во щи" или "попал, как кур в ощип"?
Смысл примерно одинаков в обоих случаях. Но куда попал несчастный петух - в кастрюлю со щами или просто был ощипан? ))))
а кур попадает в ощип,насколько я понимаю )
но фразеологического словарая щас под рукой нет,руководствуюсь общими знаниями)
Хема, ну я знаю, что там белка, она же - мышь, мысь типа.
А вот про кура - тоже была уверена, что в ощип он попал.
Но вот сейчас что-то возникли сомнения.
Мне всегда казалось, что щи - это постный преимущественно суп. Из зелени. Поэтому вариант про щи с курятиной показался мне малоубедительным, вот и решила переспросить.
ну,щи и с мясом бывают...но не с курятиной)) к тому,же говорят еще "в Ощип", что ,скорее всего, с точки зрения фонетки неправильно, но как левое доказательство сойдет
О, да. Тут уже не спутаешь...
Спасибо за пояснение.
А вот откуда растут ноги у выражения "не одну собаку съел"?
АПД: И "откуда ноги растут" - тоже расскажите!
"- Вот я те щас полохану по тем местам, откель ноги растут!"
Не поручусь, но, как мне кажется, это просто выражение пошло в народ.
А насчет собак... Если мне не изменяет память, речь идет о тех собаках, которых ели представители народов крайнего севера, когда есть, кроме собак, было уже нечего.
"Не одну собаку съел" - означает - не один голод пережил, если говорить об истоках этого выражения.
А вот интересно, про "ёкарного бабая" народ в курсе или тоже осветить?.. )))
На самом деле, бабай не "ёкарный", а "якорный".
Происходит это выражение от тюркского "бабай" - почтенный, пожилой человек, дедушка.
Дело в том, что в низовьях Волги смотрителями бакенов назначали отставных моряков - в большинстве народ пожилой. В их обязанности вменялось вытравливать или подтягивать цепь, на которой "сидел" бакен, указывающий судоходное русло - в зависимости от уровня воды в реке.
Вот и получился "якорный дядюшка", а по-татарски - "якорный бабай". А "ёкарным" он уже стал потом. ))))